Главная » 2017 » Декабрь » 4 » Пророко-Ильинский храм села Мугай
17:24
Пророко-Ильинский храм села Мугай

Пророко-Ильинский храм Топорковской волости

Спроси жителя села Мугай об истории народного образования на селе, многие вспомнят историю про дьячка Пашку Григорьева, обучавшего первых учеников в церковной сторожке. Мы отдаем дань и первому дьячку, и последующим священнослужителям, которые на протяжении многих лет занимались просвещением в церковно-приходской школе, а потом и в городском училище. Музей по крупицам собирает и бережно хранит материалы об истории и подвижнической деятельности церкви в селе Мугай: официальные справки, воспоминания ....

Краткая информация о существовании храма вТопорковской волости присутствует в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», 1902г.: «Мугайское село (2 благочиние) Верхотурский уезд, отстоящее от епархиальнаго города в 230 верстах, принадлежит к самым старым русским селения Верхотурскаго уезда. Село находится при реке Тагил, в которую впадает речка Мугай….Можно предположить, что вместе с основанием Мугайскаго погоста (в 1613 г.), или по крайней мере в скором времени после того, построен был тут храм Божий. Этот первоначальный деревянный храм, стоявший севернее нынешняго каменнаго, сгорел, но в какое время, никаких сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно лишь то, что вместо него был выстроен каменный храм с малым приделом с северной стороны, и в 1776 г. 10 Сентября освящен Архимандритом Верхотурскаго монастыря. Главный храм был освящен в честь пророка Божия Илии, а придельный – во имя Святителя Николая Чудотворца. С 1813 по 1818 год был устроен в Ильинском храме новый иконостас, вследствие чего храм был вторично освящен 5 Декабря 1818 года. С 1820 по 1824 год построен новый иконостас в приделе Никольском. В 1897 году начата была постройка новаго придела с северной стороны храма и окончена лишь в 1899 году».

И, само собой разумеется, возникли вопросы: как выглядел храм (не сохранилось ни одной фотографии), кем и на какие средства он был построен, кто служил в нем, кто из священнослужителей Мугайского храма входил в отделение Верхотурского общества попечения о народном образовании в с. Мугай (ориентировочно с 1915года) и т.д.

В результате краеведческой работы музея начала создаваться экспозиция «Храм в селе Мугай».

За основу мы взяли бесценный материал, который оставила музею Толмачева Вера Алексеевна. Это написанная от руки таблица с именами священнослужителей, которые в разное время служили в Пророко-Ильинском храме села Мугай. В этом списке 31 имя (псаломщики, дьяконы, священники, церковные старосты). И еще одна рукопись Веры Алексеевны дала нам информацию для размышления. В ней были собраны воспоминания жителей села о землях Топорковской волости, где жили служители храма: «…В 1776 году в с. Мугай был построен каменный храм - церковь, земли близлежащие были отведены церкви и её служителям. Названия полей до сих пор сохранились, так на правом берегу р. Тагил имеется так называемый «Поповский луг» в 8-10 десятин, он был распределен между священниками: отцом Сергием Извольским, Сергеем Поповым, псаломщиком Бирюковым Всеволодом Вл. По правую сторону Ирбитско-Верхотурского тракта, ниже кладбища – так называемая «Нижняя перемена». Пашни принадлежали тоже Извольскому, Попову, Бирюкову. Земли Тагильской слободы, расположенные на левом берегу р. Тагил, тоже были церковные. Площадь этих земель составляла 15-18 десятин. Пахотные земли «Чернышихи» были отданы священникам – отцу Ивану Удинцеву, отцу Димитрию (фамилию не помню), отцу Николаю Пономареву, дьякону Крониду Коровину.

Лучшими землями владели священнослужители, более зажиточные крестьяне, беднота имели земли в неудобных местах».

Поиск документов, из которых мы черпаем информацию к нашей экспозиции, ведется, в том числе, и в архивах Свердловской области.

Например, информацию о том, что в 1871г. в Мугайском училище работал в качестве законоучителя священник Афанасий Собянин, мы получили из официального документа «Выписка из Памятной книжки Пермской дирекции народных училищ Пермской губернии. Составлена директором народных училищ Пермской губернии А. Раменским по распоряжению г. Попечителя Оренбургского учебного округа».

В 2016 году с нами вышел на связь отец Максим (Алапаевское благочиние). Оказывается, к нему обратилась Егорова Г.Н., внучка священника Пономарева Василия Ивановича, служившего в Пророко-Ильинском храме села Мугай. Просьба ее заключалась в том, чтобы нашем селе увековечили память о последнем священнослужителе мугайского храма. Ну, а поскольку храма в селе нет, мы решили создать экспозицию в музее. Галина Николаевна поделилась с нами архивными документами о репрессии деда Пономарева В.И. и его реабилитации. Отец Василий служил в Мугайском храме до 1937 года. В 1920 году его арестовали первый раз за «…подпольную агитацию против советской власти». Второй арест последовал в 1937 году. В протоколе обыска написано, что он вел «контрреволюционную агитацию, направленную против…мероприятий партии и правительства…собирал подписи с населения за открытие закрытой церкви…». 2 ноября 1937 года Пономарев Василий Иванович был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21.11.1937г. Реабилитирован отец Василий в 1964 году (архивная справка Государственного архива административных органов Свердловской области № 03-32/т/п-211 от 22.10.2015).

К нашей радости, на одном из сайтов интернет – просторов мы нашли внука еще одного священнослужителя Мугайского храма Попова Сергея Ивановича, который поведал нам о трагической судьбе своего рода. Фамилия Попов очень известна православной церкви. Потомки нашего батюшки долгие годы собирали историю своего рода и поделились ею с нашим музеем. Сейчас у нас есть история еще одной семьи священнослужителей села Мугай. Вот что нам рассказал о жизни своего деда Попов С.Н.: «Сергей Иванович Попов родился 17 сентября 1871 года. 16 сентября 1872 года в молодом возрасте умирает отец семейства Иван Макариевич Попов, псаломщик церкви Архангела Михаила Новоипатовского села. Вдова Елена Ивановна с шестью детьми проживали в бедности. Для детей было выделено пособие 24 рубля в год. Смерть отца наложила отпечаток на характер Сергея, его братьев и сестёр. Дети не были избалованны, дружно выполняли все необходимые работы во благо семьи. В 1894 году, после окончания Екатеринбургского духовного училища Попов Сергий Иванович был определён псаломщиком к Мугайской Пророко - Ильинской церкви… Сергей Иванович был исключительно честным, добросовестным человеком и фанатично религиозным. Его семья жила в доме священников с. Мугай, имели лошадь, корову и огород. Воспитывали пятерых детей… В 1921 году свирепствовала эпидемия тифа, умирало много людей. Отец Сергий Попов, выполняя свой обряд исповеди больным тифом, заразился сам и через неделю умер. Трагический итог семьи: три брата все священники из них близнецы Константин и Александр зверски убиты в 1918 году, а Сергей умер при исполнении своих священных обязанностей. Остались жена Попова Клавдия Васильевна, и пятеро детей: Варвара 18 лет, Мария 16 лет, Николай 12 лет, Павел 10 лет и Илья 8 лет. Вся семья переболела тифом. Вскоре приехал новый священник. Семье пришлось освободить для него место в доме священников. Их переселили в гусятник во дворе дома. Всей семьёй они выскребли гусиный помёт толщиной 20см. и сбили русскую печку из глины, но условия для проживания были ужасны: вода замерзала на полу, в помещении копоть, едкий дым, печка сильно дымила, не было керосина, жгли лучину, жили в полумраке в тесноте…»

Поговорили мы и с нашими старожилами, но, к сожалению, самый взрослый житель села Дюков П.Е., в то время был подростком. Жители помнят, что храм был, что разрушили его в 50-х годах. Да и потом, время диктовало свою идеологию, которая была далека от религии. Предположительно храм был закрыт в 1935-36гг.

Во время Великой Отечественной войны в храме располагалась МТС (машинно-тракторная станция) и действовала до 1952г.

В середине 50-х годов храм начали разбирать колхозы: кирпичи использовались для хозяйственных нужд. Затем место, где стоял храм, разровняли бульдозером.

Начало экспозиции «Храм в селе Мугай» положено. Предстоит еще долгая работа в архивах, где мы надеемся проследить историю Пророко-Ильинского храма. Поэтому обращаемся к жителям Алапаевского района с просьбой помочь нам в сборе информации. Может быть, у кого-то остались фотографии или есть история семьи, связанная с селом Мугай.

В настоящий момент на месте бывшего храма установлен поклонный крест.

 

Пластеева Е.В.

Фотография "Дом Священников в Мугае" предоставлена Поповым С.Н.           (в прикрепленном файле)

 

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 717 | Добавил: elenka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: